Cтроительство спортивных сооружений и обеспеченность Российской Федерации объектами спортивной инфраструктуры

На территории Российской Федерации на сегодняшний день функционируют более 238 тысяч федеральных объектов спорта, способных единовременно принять более 6 миллионов человек. При этом обеспеченность спортивными залами составляет около 30%, бассейнами - 2%, плоскостными спортивными сооружениями - 64%. Занимаются физической культурой и спортом всего 8­10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60%. Большинство спортивных объектов страны были построены еще в советские времена и изношены физически и морально.

В Москве и других городах России при сравнительно высокоразвитой инфраструктуре фитнеса и спорта отмечается явная нехватка спортивных сооружений для занятий различными видами спорта. Увеличение объемов строительства спортивных сооружений не успевало за ростом спроса на спортивные услуги: как результат - загруженные площадки, высокие цены и низкий уровень комфорта для спортсменов и посетителей.

Обзор «200 проектов строительства спортивных объектов России» Инвестиционные проекты 2010-2012 гг. (Демонстрационная версия)

Субъект РФ

% от норматива Единовременной пропускной способности

%
обеспеченности плоскостными сооружениями

%
обеспеченности залами

%
обеспеченности плавательными бассейнами

Краснодарский край

25,5%

25,0%

43,2%

5,4%

Красноярский край

23,7%

23,9%

75,1%

9,8%

Курганская область

28,6%

23,7%

84,7%

1,4%

Курская область

23,6%

28,0%

64,8%

8,5%

Ленинградская область

16,7%

13,6%

43,0%

4,9%

Липецкая область

27,0%

41,1%

55,0%

7,3%

Магаданская область

25,4%

15,6%

83,5%

14,7%

Москва

11,9%

13,0%

31,0%

6,2%

Московская область

11,6%

10,3%

30,0%

7,1%

Мурманская область

16,1%

6,8%

63,6%

10,4%

Нижегородская область

19,0%

20,5%

48,0%

6,1%

Новгородская область

26,6%

29,5%

49,0%

11,6%

Новосибирская область

18,4%

20,5%

52,0%

6,3%

Омская область

31,4%

32,1%

66,4%

8,2%

Оренбургская область

29,8%

31,8%

62,1%

6,8%

Орловская область

31,4%

32,3%

60,6%

9,5%

Пензенская область

31,7%

40,3%

65,2%

9,5%

Пермский край

23,6%

23,1%

70,2%

13,5%

Приморский край

22,4%

23,2%

62,9%

5,4%

Псковская область

23,5%

25,4%

58,4%

5,0%

Республика Адыгея

12,1%

15,2%

45,7%

3,6%

Республика Алтай

22,9%

21,0%

67,2%

1,3%

Республика Башкортостан

35,9%

38,2%

92,5%

8,7%

Республика Бурятия

21,5%

25,5%

53,1%

3,3%

Республика Дагестан

14,1%

18,0%

44,1%

0,6%

Республика Ингушетия

5,5%

7,5%

18,9%

0,0%

Республика Калмыкия

25,1%

35,1%

76,5%

1,9%

Республика Карелия

27,3%

21,3%

124,0%

9,7%

Республика Коми

28,9%

20,8%

93,0%

10,3%

Республика Марий Эл

35,9%

37,5%

64,5%

9,1%

Республика Мордовия

31,0%

41,3%

75,7%

6,4%

Республика Саха (Якутия)

21,8%

14,1%

91,0%

14,0%

Республика Северная Осетия-Алания

18,1%

18,7%

58,1%

4,2%

Республика Татарстан

30,1%

33,0%

57,9%

8,3%

Республика Тыва

40,8%

31,8%

69,9%

5,1%

Республика Хакасия

27,3%

21,8%

54,6%

14,9%

Ростовская область

26,6%

33,6%

44,6%

6,2%

Рязанская область

30,9%

33,2%

48,6%

6,0%

Самарская область

17,6%

17,1%

48,8%

4,8%

Санкт-Петербург

14,7%

13,4%

43,3%

6,2%

Саратовская область

20,1%

16,4%

55,4%

4,1%

Сахалинская область

28,5%

24,5%

54,6%

4,7%

Свердловская область

24,0%

24,7%

59,3%

15,2%

Смоленская область

28,1%

30,6%

64,4%

8,8%

Ставропольский край

21,9%

31,5%

47,8%

5,0%

Тамбовская область

23,8%

31,6%

52,6%

5,3%

Тверская область

24,7%

28,7%

99,6%

9,9%

Томская область

19,0%

14,1%

49,0%

5,1%

Тульская область

15,4%

18,9%

40,9%

4,6%

Тюменская область

28,2%

30,5%

69,4%

11,0%

Удмуртская Республика

28,1%

23,9%

75,4%

12,2%

Ульяновская область

22,1%

23,6%

67,8%

4,5%

Хабаровский край

19,6%

20,1%

39,4%

8,0%

Ханты-Мансийский автономный округ

18,1%

9,7%

69,1%

15,3%

Челябинская область

29,3%

25,8%

56,5%

8,2%

Чеченская Республика

15,5%

24,6%

37,6%

0,0%

Чувашская Республика

35,9%

46,8%

62,6%

10,8%

Чукотский автономный округ

23,6%

2,2%

131,5%

21,5%

Ямало-Ненецкий автономный округ

21,8%

7,6%

74,0%

12,8%

Ярославская область

22,6%

21,6%

49,0%

5,3%

 

Из-за нехватки спортивных сооружений в Российской Федерации  появились всевозможные проекты по строительству спортивных сооружений на федеральном и региональном уровнях.

В докризисные годы строительные компании редко строили спортивные объекты, потому что их доходность составляла порядка 8-12%, что было гораздо ниже других направлений строительства. Поэтому большинство строительных компаний при реализации коммерческих объектов отдавало предпочтение торговым  или офисным центрам, а спортивная составляющая если и проектировалась, то только лишь с целью увеличения притягательности комплекса. Вторая проблема после низкой доходности - поиск операторов. У девелоперов не было соображений того, кто будет управлять спортивными объектами. Ведь профессиональных управляющих в этом направлении в стране практически не существует. Сегодня новые спортивные объекты создаются с подачи городской администрации за счет включения их при строительстве жилых домов или коммерческих объектов при условии снижения стоимости земельного участка.

Развитие спортивной индустрии может совсем не зависеть от темпов гражданского строительства, а иметь открытую взаимосвязь с государственной позицией на этот счет и мировыми тенденциями времени в целом.